Что такое галтель и для чего она нужна?
Галтелью в фанерном судостроении называется особый способ неразъемного соединения двух деталей из фанеры под произвольным углом. При этом способе детали временно фиксируются подручными средствами (проволочными скрутками, шурупами и т.п.), и между деталями с обеих сторон сборки укладывается без разрывов и пустот плавный переход из густой эпоксидной смолы. В местах временного скрепления деталей, там где, например, вы стянули детали проволокой, галтель наносится не сразу, а на втором этапе, после застывания первичной галтели*.
После отверждения смолы детали оказываются прочно скреплены между собой. В ответственных местах галтель оклеивается полосами стеклоткани (с обеих сторон).
Ширина галтели (то, насколько она заходит на каждую из соединяемых деталей) зависит от толщины деталей и составляет не менее трех толщин фанеры для каждой детали. Плавный переход между деталями увеличивает площадь склейки, эффективно распределяет напряжения в стыке.
Исследования, проведенные известной американской фирмой «West System» (производит эпоксидные смолы и другие материалы для судостроения), показали, что местная прочность правильно выполненной галтели, оклеенной стеклотканью, выше, чем у соединенных деталей. То есть, при чрезмерном внешнем воздействии разрушается деталь, а не стык деталей.
Используя галтели для соединения деталей можно в ряде случаев обойтись без скуловых стрингеров**.
Галтель наносится загущенной смолой при помощи шпателя круглой формы, диаметр скругления на шпателе должен соответствовать углу между деталями (больше угол — больше диаметр).
———————-
(*) Возможен другой вариант: проволочная стяжка вяжется снаружи угла, внутренняя часть стяжки вжимается внутрь угла стыка и закрывается поверх галтелью. После застывания смолы проволока обкусывается снаружи, либо выдергивается (требуется нагрев проволоки, например паяльником).
(**) Скуловой стрингер – стрингер, расположенный на стыке борта и днища, либо на скуле на стыке двух деталей борта.